Программа духовно-нравственного воспитания на ступени начачального образоания


Программа

духовно-нравственного воспитания

на ступени начального образования.

«Принято» Педагогическим советом МБОУ лицей №7 Протокол № 1 от 28.08.2019г.   «Утверждаю»            Директор МБОУ лицей №7     Приказ № 207-П от 02.09.2019г. 
«Согласовано» Председатель Совета МБОУ лицей №7 _________________ /  Е.Н.Степаненко. Протокол  № 1 от 28.08.2019г.      

Программа

духовно-нравственного воспитания

на ступени начального образования.

Пояснительная записка.

Программа воспитательной работы для обучающихся начальных классов разработана на основе «Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и соответствует требованиям Стандарта, Концепции и Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Актуальность программы.

 Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно — нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику,  имеют представление о нравственном поведении .Комплексный подход к воспитанию ставит перед педагогическим коллективом важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника.

Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными, насыщенными работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений.

Инновационность программы:

  -использование метода проектов для создания целостной основы воспитания и  социализации учащихся в рамках духовно- нравственного развития;

-возможность адаптировать традиционные формы работы к современным  требованиям, целям;

-наличие заинтересованности участников  образовательного процесса в реализации данной программы

Принципы реализации программы:

•  принцип целостности учебно-воспитательного процесса в лицее;

•  личностно- ориентированный подход – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;

•  принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора учащимися форм деятельности;

•  деятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально значимые проекты;

•  принцип мотивации деятельности учащихся – предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;

•  принцип педагогического руководства – организация совместной деятельности педагогов и учащихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

    Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный Государственный образовательный Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Методы и формы:

•  беседы и наблюдения

•  классные часы

•  занятия- практикумы

•  экскурсии

•  тематические праздники

•  устные журналы

•  конкурсы

•  игры, соревнования

•  родительские собрания в различных формах

•  проекты

Системно-деятельностный подход является методологической основой организации уклада школьной жизни, с учетом которого определяется, что процесс духовно-нравственного развития и воспитания в структурно-методологическом плане представляют собой как деятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен младший школьник, на основе базовых национальных ценностей. Таким образом, достигается системно-деятельностный подход к организации целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося.

Развивающий подход. Он определяет общую конструкцию программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы, каждое из основных направлений которой оформляется в виде тематической программы (плана), основу которой составляют:

  • соответствующая система базовых национальных ценностей ;
  • многоукладность тематической программы, т.е. интеграцию ею различных видов образовательной и социально-педагогической деятельности: урочной, внеурочной, вне-школьной, семейной, общественно полезной и т.д. (системно-деятельностный подход);
  • разработанные для каждого направления и соответствующие базовым ценностям технологии духовно-нравственного развития и воспитания.

 Процесс духовно-нравственного развития и воспитания начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка.

 Развивающий характер развития и воспитания заключается в сознательном принятии учащимся определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).

Базовые национальные ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Система национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.

Цель программы: воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  • воспитание нравственных чувств и этического сознания;
  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

— нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;

— социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;

— индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;

— интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;

— социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

Срок реализации программы – 4 года.

Идеологическую основу программы составляют, указанные в проекте Концепции духовно-нравственного воспитания ценности («источники человечности»):

Замысел программы заключается в том, что целостное воспитательное пространство школы структурируется рядом воспитательных программ и подпрограмм.

Направления работы учителя в рамках программы:

1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

2.Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.

4.Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

5.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

6.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

     Содержание работы по духовно- нравственному развитию и воспитанию обучающихся на ступени начального общего образования:

ПАТРИОТИЗМ
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ

СЕМЬЯ РЕЛИГИИ
ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИИ
ПРИРОДА  и  ИСКУССТВО
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
ТРУД  И   ТВОРЧЕСТВО

 

Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных  идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

  • в содержании и построении уроков;
  • в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности;
  • в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
  • в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
  • в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;
  • в личном примере ученикам

Программа в МБОУ лицее № 7 реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов:

1. УМК «Школа 2000..»

2. Предметного содержания курса «Основы светской этики»

3. Традиционными внеклассными мероприятиями, КТД.

4. Социальным проектированием

5. Целевыми и комплексно-целевыми программами воспитательной работы и внеучебной деятельности.

Ожидаемые результаты: 

  • активная жизненная позиция школьника;
  • приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;
  • патриотическое и гражданское самосознание;
  • уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;
  • любовь к Родине, традициям и истории своего народа толерантное отношение к окружающим;
  • представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.
  •  

Календарь традиционных школьных дел и праздников.

Время проведенияТема мероприятия  
Сентябрь 1 сентября – День знаний
Октябрь День лицея. Посвящение первоклассников в лицеисты. Фестиваль сказок.
Ноябрь Кольцовско-Никитинские чтения. День МАТЕРИ
Декабрь Новогодний праздник, выставка творческих работ.
Январь День памяти. Освобождение города в ВОВ.
Февраль День защитника России. Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»
Март Праздник мам. День птиц. Проводы Зимы.
Апрель  День здоровья. Фестиваль «Лицейская весна»,
Май День ПОБЕДЫ. До свидания, школа! Здравствуй, лето!

Направления:

Направление I. «Познай самого себя»

Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации обучающимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи работы в направлении «Познай самого себя»:

— формировать у обучающихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;

— знакомить детей с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.

Основные виды деятельности классного руководителя в направлении «Познай самого себя»:

1. Сотрудничество с медицинским работником школы, с целью изучения состояния физического здоровья обучающихся.

2. Сотрудничество с психологом  лицея с целью формирования у детей умений саморегуляции и самовоспитания.

3. Организация и проведение мероприятий, формирующих правильное отношение лицеистов к занятиям физкультурой и спортом.

4. Формирование собственной Я-позиции обучающихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.

Приоритетные понятия в работе с коллективом:

— психическое и физическое здоровье,

— традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,

— культура сохранения собственного здоровья,

— ответственность за здоровье других людей,

— гармония души и тела, режим дня и здоровье,

— воля и её значение в сохранении здоровья,

— самовоспитание и саморегуляция и здоровье.

Формы работы с коллективом в направлении

— спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами лицея;

— встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, спортсменами, семейными династиями, активно занимающимися спортом;

— походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;

— спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы;

— беседы и дискуссии на различные темы;

— тематические консультации для родителей;

-веселые старты

— обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме.

Направление II. «Мир знаний».

Цель: Развитие способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.

Задачи работы:

— определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.

— создать условия для продвижения обучающихся в интеллектуальном развитии.

— формировать интеллектуальную культуру обучающихся, развивать их кругозор и любознательность.

Основные виды деятельности педагогов лицея в направлении «Мир знаний»:

1. Педагогический анализ результативности учебной деятельности обучающихся класса и организации коррекционной работы.

2. Интеллектуальное развитие обучающихся , формирование культуры умственного труда.

3. Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие детей.

4. Сотрудничество с учреждениями дополнительного образования для совместной деятельности по развитию интеллектуальных умений.

Основные понятия направления «Мир знаний»

— умственное развитие,

— способности,

— уровни интеллектуального развития,

— умственные способности,

— фантазии в жизни человека,

— способности к творчеству,

— культура умственного труда.

Формы работы с коллективом в направлении «Мир знаний»:

— внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;

— интеллектуальные игры внутри класса, в  параллели;

— интеллектуальные КВН.

Направление III. «Общение»

Цель: передача обучающимся знаний, умений, навыков, социального общения людей , опыта поколений.

Задачи деятельности в направлении «Общение»:

1. Знакомить детей с традициями и обычаями различных поколений.

2. Формировать у обучающихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок».

3. Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса.

Основные виды деятельности классного руководителя в направлении:

— Изучение способности к общению каждого ученика детском коллективе.

— Определение проблем в общении обучающихся и организация коррекционной работы (диагностика).

— Изучение исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роль и значение для последующих поколений.

— Обучение младших школьников конструированию и моделированию в сфере общения.

— Организация просвещения и консультирования родителей по проблеме общения.

— Обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения (консультации психолога)

Основные понятия направления:

-эмоции и чувства,

— рефлексия,

— сочувствие,

— сопереживание,

— умение управлять собой,

-лидерство,

— изолированность,

-одиночество.

Форма работы в направлении «Общение»:

— интерактивные игры;

— тематические классные часы;

— тренинг общения детей и родителей;

— лицейские праздники, конкурсы, ролевые игры.

Направление IV. «Земля — наш дом»

Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей на планете.

Задачи:

1. Формировать у обучающихся нравственную культуру миропонимания.

2. Формировать у обучающихся осознание значимости нравственного опыта исторического прошлого и будущего, и своей роли в нем.

Основные виды деятельности классного руководителя в направлении:

— Развитие у обучающихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

— Знакомство лицеистов с нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.

— Формирование у обучающихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

Основные понятии направления:

— нравственный выбор,

— нравственная позиция,

— нравственное поведение,

— нравственные ценности,

— жизненные ценности,

—  самореализация.

Формы работы с коллективом в направлении «Земля — наш дом»:

— Тематические классные часы по нравственной тематике.

— Дискуссии по нравственной тематике.

— Изучение нравственного наследия мира.

— Читательские конференции.

— Организация циклов бесед «Уроки нравственности».

— Праздники, сюрпризы, конкурсы.

— Экскурсии, походы.

— Изучение нравственного наследия своей страны.

— Знакомство с историей жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.

Направление V. «В союзе с красотой»

Цель: развитие основ эстетики у младших школьников,  создание условий для понимания обучающимися лицея произведений литературы и искусства, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи:

1. Создание условий для равного проявления обучающимися своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.

2.Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности лицеистов, отвечающих их интересам и возможностям.

3. Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения.

4. Использование досуговой деятельности как средства развития эстетических умений обучающихся и становление этических понятий.

Основные виды деятельности классного руководителя в направлении «В союзе с красотой»:

— Изучение потребностей, интересов детей в организации и проведении досуговых мероприятий.

— Просвещение и консультация в выборе кружков, секций.

-Представление обучающимся права выбора формы участия в досуговой деятельности.

-Изучение отношения детей к участию в досуговой деятельности и результативности участия в различных внеклассных мероприятиях.

— Предоставление родителям обучающихся необходимой информации об участии учеников в жизни лицея, демонстрация достижений обучающихся.

— Стимулирование инициативы и активности обучающихся в жизни лицея.

Формы работы с коллективом в направлении «В союзе с красотой»:

— празднование памятных дат календаря;

— посещение театров, музеев, выставок,

— театрализованные представления;

— фестивали, презентации;

— конкурсы.

Направление VI. «Мое отечество»

Цель: формирование у обучающихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.

Задачи:

1. Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.

2. Формирование у детей правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.

3. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.

Основные виды деятельности в направлении:

— Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам.

— Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения обучающихся.

— Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.

— Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.

Основные понятия направления

— право

— закон

— права и обязанности

— правонарушения

— ответственность

— долг

— честь

— достоинство

— личность

— совесть

— справедливость.

Формы работы классного руководителя в направлении «Мое отечество»:

— Тематические классные часы.

— Встречи с представителями правовых структур.

— Конкурсы, викторины по правовой тематике.

— Читательские конференции по праву.

Направление VII. «Семья»

Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности. Педагогика сотрудничества.

Задачи:

1. Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.

2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.

3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.

Основные виды деятельности:

— Изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка.

— Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.

— Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка.

— Поощрение родителей, участвующих в жизни лицея.

Основные понятия направления «Семья»:

— семья

— уклад жизни и традиции семей

— родительский дом

— родословная

— семейные корни

— духовное общение в семье,

— младшие и старшие дети,

— традиции отношения к старшим в семье,

— положение ребенка в семье.

Формы деятельности классного руководителя в направлении «Семья»:

— Тематические классные часы.

— Праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек.

— Праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам лицея (1 Сентября, , День лицея).

— Походы выходного дня, экскурсии, викторины.

— Дни творчества, дни открытых дверей.

— Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.

— Читательские конференции по проблемам семьи.

Работа с родителями.

   Основная задача педагогов лицея — создание условий для интеллектуального, физического и духовного развития обучающихся. Важнейшая направленность деятельности классного руководителя — это семья. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Мероприятия, проводимые классными руководителями:

а) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи

б) психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;

в) организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;

г) защита интересов и прав ребенка «трудных семьях».

Основные направления работы классного руководителя и родителей :

Общение — это воздействие, обусловливающее самое максимальное развитие личности ребенка, это этическое воздействие на признанные ценности Человека. Успеху работы классного руководителя совместно с родителями способствуют три личностных образования: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, когда они становятся нормой для обучающихся. Высшая ценность — человеческая жизнь.

Интерес к жизни — это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания. Воспитание с этих позиций направлено на формирование способности быть счастливым, в основе которой — принятие жизни как дара природы.

Понимание и восприятие человека как личности, имеющей право на понимание, способной самосовершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, близкие люди, увлечения).

Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.

Познавательная сфера жизни ребенка.

Для решения этой проблемы нужно обратить внимание на:

а) выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего профессионального определения;

б) осуществление мероприятий совместно с родителями, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление;

в) проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных учащихся и всего класса на родительских собраниях;

г) организацию классных часов совместно с родителями по совершенствованию у  обучающихся учебных компетенций, саморазвитию.

       Классным руководителем реализуется  функция родительского просвещения: сведения о воспитательной концепции лицея, педагогической позиции классного руководителя,  методики  воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах  т. п. и корректировка семейного воспитания — именно той стороны, которая  имеет отношение к ребенку, жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.

Формы работы с родителями:

— родительские собрания;

— индивидуальные консультации ;

— посещение на дому;

-тематические консультации;

— родительские чтения;

— проведение совместных праздников;

— общелицейские родительские собрания.

Примерная тематика проведения классных родительских собраний в начальных классах

1 класс

1. Знакомство с родителями учеников – первоклассников.

2. Проблема адаптации первоклассников в школе.

3. Телевизор и компьютер в жизни семьи и первоклассника.

4. Педагогика сотрудничества :   ученик – учитель-родители.

2 класс

1.      Физическое развитие младшего школьника в школе и дома.

2.      Агрессивные дети, причины и последствия детской агрессии.

3.      Наказание и поощрение в семье.

4.      Итоги прошедшего учебного года – «Перелистывая страницы…»

3 класс

1.      Значение общения в развитии личностных качеств ребенка.

2.      Трудовое участие ребенка в жизни семьи, его роль в развитии личностных качеств.

3.      Коллектив. Роль коллектива в становлении личности младшего школьника.

4.      Итоги прошедшего года – музыкальный праздник «Лицейская весна»

4 класс

1.      Подросток. Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка.

2.      Демонстрационное тестирование. Помощь ребенку подготовке к тестам.

3.      Роль родителей всамореализация  школьников.

4.      Подведение итогов совместного сотрудничества. Выпуск из начальной школы.

Действия педагога, направленные на достижения воспитательных результатов.

УровеньОсобенности возрастной категории Приобретение школьником социальных знаний. Восприимчивость к новому социальному знанию, стремление понять новую школьную реальностьДействия педагога   Педагог должен поддержать стремление ребенка к новому социальному знанию, создать условия для самого воспитанника в формировании его воспитанности, включение его в деятельность по самовоспитанию. Системно-деятельностный подход.
1 уровень (1класс)
2 уровень (2-3 класс)Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Развитие детского коллектива.Создание педагогом воспитательной среды. Системно-деятельностный подход.
3 уровень (4 класс)Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Потребность в самореализации.Системно-деятельностный подход. Взаимодействие с социальной средой.

 Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной социальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки от 06.10.2009, № 373.
    1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Савинов. — М.: Просвещение, 2015.
    1. Акимова Е.С. Программа «Духовно – нравственные традиции русского

    народа» /Е.С.Акимова//НМЖ зам. Директора по ВР.-2009.-№2.- С. 94-100.

  • Богашев А. Духовно – нравственное воспитание молодежи  /А. Богашев //Воспитание школьников.-2008.-№9.-С.10-14.
    • Власова Т.И. Духовно ориентированная модель современного воспитания /Т.И.Власова//Наука и практика воспитания и дополнительного образования.-2008.-№2.-С18-22.
    • Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. -223 с.- (Стандарты второго поколения).
    • Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность  школьников . Методический конструктор: пособие для учителя. / Д.В. Григорьев. — М.: Просвещение, 2010.
    • Григорьев, Д.В. Сложные вопросы воспитания духовности / Д.В.Григорьев. 2005.-№3.-С.129-133.
    • Данилюк А.Я. Концепция  духовно-нравственного  развития и  воспитания  личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. —  М.: Просвещение, 2010.