Структура и органы управления образовательной организацией


Структура

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицей № 7 города Воронежа

 struct

 Управление лицеем осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением об общеобразовательном учреждении в Российской Федерации на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования. Управление лицеем осуществляется на основе сочетания принципов самоуправления коллектива и единоначалия.


В основу положена пятиуровневая структура управления:

Первый уровень структуры – уровень директора (по содержанию – это уровень стратегического управления). Директор определяет совместно с Советом лицея стратегию развития ОУ, представляет его интересы в государственных и общественных инстанциях. Общее собрание трудового коллектива утверждает план развития лицея. Директор несет персональную юридическую ответственность за организацию жизнедеятельности лицея, создает благоприятные условия для развития ОУ.
На втором уровне структуры (по содержанию – это тоже уровень стратегического управления) функционируют традиционные субъекты управления: Попечительский совет, Совет профилактики, педагогический совет, Общее собрание трудового коллектива, первичная профсоюзная организация.
Третий уровень структуры управления (по содержанию – это уровень тактического управления) – уровень заместителей директора. Этот уровень представлен также – научно-методическим советом. Научно-методический совет – коллегиальный совещательный орган, в состав которого входят руководители школьных МО.
Четвертый уровень организационной структуры управления – уровень учителей, функциональных служб (по содержанию – это уровень оперативного управления), структурных подразделений школы. Методические объединения – структурные подразделения методической службы школы, объединяют учителей одной образовательной области.
Пятый уровень организационной структуры – уровень учащихся. По содержанию – это тоже уровень оперативного управления, но из-за особой специфичности субъектов, этот уровень скорее можно назвать уровнем «соуправления». Иерархические связи по отношению к субъектам пятого уровня предполагают курирование, помощь, педагогическое руководство.

Структура лицея

Формами самоуправления в Лицее являются Совет Лицея, Общее собрание работников Лицея, Педагогический совет, Методический совет Лицея, Родительский комитет.

Совет лицея

В целях содействия осуществлению самоуправленческих начал, развитию инициативы коллектива, реализации прав Лицея в решении вопросов, способствующих организации образовательного процесса и финансово-хозяйственной деятельности, расширению коллегиальных, демократических форм управления и воплощению в жизнь государственно-общественных принципов управления, в Лицее создается орган самоуправления – Совет лицея.
Структура Совета лицея — председатель, секретарь и члены Управляющего Совета. В состав Совета Лицея могут входить директор Лицея, его заместители, педагогические работники, представители общественности, родители (законные представители), представители Учредителя.
Представители от родителей (законных представителей) обучающихся в Совет Лицея избираются на Родительском комитете.
Общее количество членов Совета, избираемых из числа родителей (законных представителей) обучающихся, не может быть меньше трети и больше половины общего количества членов Совета.
Члены Совета лицея из числа работников Лицея избираются Общим собранием трудового коллектива Лицея. Количество членов Управляющего Совета из числа работников Лицея не может превышать одной трети общего числа членов Управляющего Совета. При этом не менее чем 2/3 из них должны являться педагогическими работниками Лицея.
Количественный состав Совета лицея не может быть менее 11 и не более 25 человек.
Совет Лицея избирает председателя. Для ведения протокола заседаний Совета лицея из его членов избирается секретарь.
Совета лицея собирается по мере необходимости, но не реже 2-х раз в год. Члены Совета выполняют свои обязанности на общественных началах.

Решения Совета лицея принимаются большинством голосов при наличии на заседании не менее двух третей его членов. При равном количестве голосов решающим является голос председателя Совета лицея.
Компетенция Совета лицея:

  • разработка плана развития Лицея;
  • участие в создании оптимальных условий для организации образовательного процесса в Лицее;
  • организация общественного контроля за охраной здоровья участников образовательного процесса, за безопасными условиями его осуществления;
  • организация изучения спроса жителей микрорайона на предоставление Лицеем дополнительных образовательных услуг, в том числе платных;
  • оказание практической помощи администрации Лицея в установлении функциональных связей с учреждениями культуры и спорта для организации досуга обучающихся;
  • распределение стимулирующей части фонда оплаты труда;
  • согласование (утверждение) локальных актов Лицея в соответствии с установленной компетенцией.

Совета лицея действует на основании Положения о Совете лицея.

Общее собрание трудового коллектива

Трудовой коллектив Лицея составляют все граждане, участвующие своим трудом в его деятельности на основе трудового договора. Полномочия трудового коллектива Лицея осуществляются Общим собранием трудового коллектива, которое собирается по мере надобности. Общее собрание трудового коллектива созывается по требованию Управляющего Совета Лицея, директора Лицея, Педагогического совета. Общее собрание трудового коллектива правомочно принимать решения, если на нем присутствуют не менее половины работников Лицея, для которых Лицей является основным местом работы. Решение Общего собрания трудового коллектива принимается простым большинством голосов присутствующих работников Лицея. В случае равенства голосов решение считается не принятым. Процедура голосования определяется Общим собранием трудового коллектива самостоятельно.
Решение Общего собрания трудового коллектива оформляется протоколом, который подписывается секретарем Общего собрания трудового коллектива, избираемого из числа присутствующих работников Лицея.
Общее собрание трудового коллектива:

  • принимает Устав Лицея, дополнения и изменения к нему;
  • принимает решение о заключении коллективного договора между администрацией и работниками Лицея;
  • избирает представителей работников в комиссию по трудовым спорам Лицея;
  • утверждает коллективные требования к работодателю;
  • избирает представителей в Управляющий совет Лицея;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Уставом и Положением об Общем собрании трудового коллектива.

Иные вопросы организации деятельности Общего собрания трудового коллектива регулируются Положением об Общем собрании трудового коллектива.

Педагогический совет

В целях развития и совершенствования учебно-воспитательного процесса, повышения профессионального мастерства и творческого роста учителей и воспитателей в Лицее действует Педагогический совет -коллегиальный орган, объединяющий педагогических работников Лицея и действующий в соответствии с Положением о Педагогическом совете.
Педагогический совет является постоянно действующим органом управления Лицея для рассмотрения основных вопросов образовательного процесса. В состав Педагогического совета входят: директор (председатель педсовета), его заместители, педагогические работники, в том числе педагог-психолог, библиотекарь, председатель родительского комитета и другие руководители органов самоуправления образовательного учреждения, представитель учредителя.
Решения Педагогического совета являются рекомендательными для коллектива Лицея. Решения Педагогического совета, утвержденные приказом директора Лицея, являются обязательными для исполнения.
Главными задачами Педагогического совета являются:

  • реализация государственной политики по вопросам образования;
  • ориентация деятельности педагогического коллектива Лицея на совершенствование образовательного процесса;
  • разработка содержания работы по общей методической теме Лицея;
  • внедрение в практическую деятельность педагогических работников достижений педагогической науки и передового педагогического опыта;
  • решение вопросов о приеме, переводе и выпуске обучающихся (воспитанников), освоивших образовательные программы, соответствующие лицензии Лицея.

Педагогический совет осуществляет следующие функции:

  • обсуждает и утверждает планы работы Лицея;
  • заслушивает информацию и отчеты педагогических работников Лицея, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с Лицеем по вопросам образования и воспитания подрастающего поколения, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима Лицея, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся (воспитанников) и другие вопросы образовательной деятельности Лицея;
  • принимает решение о проведении промежуточной аттестации по результатам учебного года, о допуске обучающихся к итоговой аттестации на основании Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников государственных, муниципальных общеобразовательных учреждений, переводе обучающихся в следующий класс или об оставлении их на повторный курс; выдаче соответствующих документов об образовании, о награждении обучающихся (воспитанников) за успехи в обучении грамотами, похвальными листами или медалями;
  • принимает решения об исключении обучающихся из Лицея, когда иные меры педагогического и дисциплинарного воздействия исчерпаны, в порядке, определенном Законом РФ «Об образовании», настоящим Уставом. Лицей при этом своевременно (в трехдневный срок) доводит это решение до сведения Управления образования.

Педагогический совет избирает из своего состава секретаря. Секретарь педсовета работает на общественных началах.                 Педагогический совет работает по плану, являющемуся составной частью плана работы Лицея. Заседания Педагогического совета созываются, как правило, один раз в квартал, в соответствии с планом работы Лицея. Решения Педагогического совета принимаются большинством голосов при наличии на заседании не менее двух третей его членов. При равном количестве голосов решающим является голос председателя Педагогического совета. Организацию выполнения решений Педагогического совета осуществляет директор Лицея и ответственные лица, указанные в решении. Результаты этой работы сообщаются членам Педагогического совета на последующих его заседаниях. Педагогический совет действует на основании Положения о Педагогическом совете.

Методический совет

Формой самоуправления Лицея признается Методический совет и Методическое объединение учителей, являющееся структурным подразделением Методического совета. Методический совет и Методические объединения ведут методическую работу по предметам, организуют внеклассную деятельность учащихся. К компетенции Методического совета и методических объединений относится:

  • проведение проблемного анализа результатов образовательного процесса;
  • внесение предложений по изменению содержания и структуры обязательных учебных курсов, их учебно — методического обеспечения;
  • проведение первоначальной экспертизы существенных изменений, вносимых учителями в учебные программы, обеспечивающие усвоение учащимися требований федеральных государственных образовательных стандартов;
  • внесение предложений по организации и содержанию аттестации учителей;
  • внесение предложений по организации и содержанию исследований, направленных на улучшение усвоения знаний учащимися учебного материала в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартам;
  • разработка методических рекомендаций в помощь учителям и оказание помощи в их освоении;
  • организация работы для начинающих учителей.

В своей работе Методический совет и Методические объединения подчиняются Педагогическому совету. Деятельность Методического совета и Методических объединений осуществляется в соответствии с положениями о них, утвержденными приказом директора Лицея.

 

Родительский комитет

В целях содействия руководству Лицея и совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса в Лицее создаются классные родительские комитеты и общелицейский Родительский комитет – коллегиальный орган самоуправления Лицея.
Классные родительские комитеты избираются на классных родительских собраниях в количестве 5 человек. Председатель классного родительского комитета входит в состав общелицейского Родительского комитета. Из представителей классных родительских комитетов путем открытого голосования простым большинством голосов избирается председатель общелицейского Родительского комитета и секретарь.
Для координации работы в состав Родительского комитета может входить директор Лицея.
Председатель Родительского комитета может принимать участие на заседаниях Педагогического совета.
Родительский комитет действует в тесном контакте с администрацией Лицея:

  • родительский комитет призван укреплять связь семьи, Лицея и общественности в целях обеспечения единства воспитательного воздействия на детей;
  • помогать Лицею и семье воспитывать в обучающихся ответственное отношение к учебе, прививать навыки учебного труда и самообразования, формировать компьютерную грамотность обучающихся;
  • принимать активное участие в совершенствовании трудового воспитания обучающихся в Лицее и семье, организации их общественно полезного, производительного труда, оказании помощи в сознательном выборе профессии;
  • привлекать родительскую общественность к организации внеклассной и внелицейской научно-исследовательской и общественно-политической деятельности, технического и художественного творчества, экскурсионно-туристской и спортивно-массовой работы с обучающимися, а также к воспитательной работе по месту жительства;
  • шире привлекать родителей (законных представителей) обучающихся к созданию клубов по интересам, ведению кружков по электронно-вычислительной технике, спортивных секций;
  • привлекать родительскую общественность к активному участию в жизни Лицея, организации совместного проведения культурных и спортивных мероприятий;
  • принимать активное участие в повышении педагогической культуры родителей (законных представителей) на основе педагогического всеобуча родителей и населения, используя печать, радио;
  • оказывать помощь классному руководителю в изучении и улучшении условий воспитания детей в семье.

Заседания Родительского комитета проводятся не реже 2 раз в год. Обязанности по организации и проведению заседаний Родительского комитета возлагаются на его председателя. Решения Родительского комитета принимаются простым большинством голосов путем открытого голосования и носят рекомендательный характер. Обязательными являются только те решения Родительского комитета, в целях реализации которых издается приказ по Лицею.
Срок полномочий Родительского комитета — 1 год.

Директор Лицея:

Руководство Лицеем осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор. Директор Лицея назначается руководителем администрации городского округа «Воркута».
Директор действует на основе единоначалия, решает все касающиеся деятельности Лицея вопросы, не входящие в компетенцию Учредителя и Управления образования. Директор Лицея осуществляет свою деятельность на основании трудового договора, заключенного в порядке, установленном трудовым законодательством. Трудовой договор с директором Лицея, заключается сроком на один год. Директор Лицея подотчетен в своей деятельности Управлению образования. Объем должностных обязанностей директора Лицея определяется трудовым договором, должностной инструкцией, утвержденной в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Директор Лицея без доверенности действует от имени Лицея, в том числе представляет ее интересы и совершает сделки от ее имени, утверждает штатное расписание Лицея, план ее финансово-хозяйственной деятельности, ее годовую бухгалтерскую отчетность и регламентирующие деятельность внутренние документы, принимает и увольняет работников Лицея, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Лицея. Директору Лицея совмещение его должности с другой руководящей должностью (кроме научного и научно-методического руководства, педагогической деятельности) внутри или вне Лицея запрещается. Право подписи бухгалтерских документов в отсутствие директора имеет один из его заместителей директора на основании приказа (доверенности) и карточки образцов подписей.

Директор Лицея несет ответственность:

  • перед обучающимся, их родителями (законными представителями), государством, обществом, Учредителем и Управлением образования за результаты своей деятельности в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом Лицея;
  • перед Лицеем в размере убытков, причиненных Лицею в результате совершения крупной сделки с нарушением требований законодательства, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной;
  • за допущенные в своей деятельности правонарушения, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (дисциплинарную, гражданско-правовую, административную либо уголовную ответственность);
  • за получение кредитов (займов);
  • за приобретение акций, облигаций и иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;
  • за наличие у Лицея просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, установленные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
  • за другие нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации